Шестерня и зубец выполнены в виде диска с зубьями, расположенными на конической или цилиндрической поверхности. Эти детали используются в механизмах преобразования крутящего момента и трансмиссии. Изготовление зубчатых колес и шестерен возможно несколькими способами: прокаткой, копированием, горячей и холодной прокаткой. Традиционно шестерни и зубчатые колеса используются парами, при зацеплении одна часть становится ведущей, а вторая - ведомой.
Кроме того, когда две шестерни соединены в пару, шестерня является той частью, которая имеет большее количество зубьев. То, что шестерня и зубчатое колесо являются синонимичными понятиями, подтверждает и ГОСТ 16530-83: в определении шестерни указывается, что она является ведущей шестерней передачи (с одинаковым числом зубьев на обеих частях) или колесом с меньшим количество зубов.
Заимствуя из приведенного выше мнения о разделении зубчатых колес и зубчатых колес на два самостоятельных типа деталей, специалисты все же сходятся во мнении, что эти элементы имеют некоторое сходство:
- как шестерня, так и шестерня могут служить как ведомым, так и ведущим элементом передачи (что противоречит терминологии межгосударственного стандарта);
- обе части могут иметь коническую или цилиндрическую поверхность;
- оба элемента одинаково эффективны при использовании в бензиновых и электроинструментах;
- Шестерни и зубья могут использоваться для привода поворотных осей;
- Эти виды деталей взаимозаменяемы, они схожи по внешнему виду и функциональным возможностям.